Электронный блок управления двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536

05.04.2022

Электронный блок управления двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536

ЭБУ расшифровывается как электронный блок управления. Это небольшая электронная плата, отвечающая за сбор и обработку различной информации о состоянии машины. ЭБУ - это мозг автомобиля. Также это устройство называют «контроллером». Информация о скорости, температуре двигателя и температуре всасываемого воздуха снаружи, уровне кислорода и пр. поступает в ЭБУ от датчиков. Из него же исходят команды для системы зажигания, впрыска, коробки передач (для автомата), ABS, топливного насоса, управления светом и других систем.

В первую очередь ЭБУ собирает данные с датчиков:

  • Температура мотора

  • Датчик температуры воздуха (53404.1130564);

  • Данные о подаче  топлива;

  • Датчик скорости (2159.20102301);

  • Датчик холостого хода;

  • Датчик температуры охлаждающей жидкости (5340.1130556);

  • Данные от систем антизаноса, стабилизации, антиблокировочной системы, некоторых других систем безопасности;

  • Информация о состоянии коленвала;

  • Информация о положении дроссельной заслонки, педали газа;

  • Контроль количества охлаждающей жидкости, тормозной жидкости и самой тормозной системы;

  • Датчик напряжения внутренней электросети автомобиля;

  • Информация из цепи ЭУР или о состоянии гидроусилителя.

Это минимальный набор данных, которые блок электронного управления получает для анализа постоянно. Чем выше классом машина, тем этот список все длиннее. По мере анализа всей этой информации ЭБУ постоянно отдает команды для поддержания автомобиля в рабочем режиме. Фактически блок управления всегда держит под контролем:

  • Впрыск инжекторов;

  • Подача воздуха во впускной коллектор;

  • Управление газораспределением;

  • Состав выхлопных газов;

  • Управление автоматической КП;

  • Поддержание нужного значения температуры;

Как устроен электронный блок управления двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536

Электронный блок управления (ЭБУ или ECU – Electronic Control Unit) модели EDC7UC31-14.HO со встроенным охлаждающим каналом устанавливается на блок цилиндров двигателя с левой стороны. Обозначение ЭБУ – 650.3763010 (фирмы BOSCH – 0 281 020 111).



Электронный блок управления двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.

1 – разъем жгута промежуточного (транспортного средства), 2 – разъем жгута датчиков; 3 – разъем жгута форсунок.

Основными задачами блока управления являются получение информации от датчиков, ее обработка и управление исполнительными механизмами. Кроме того ЭБУ двигателя может взаимодействовать с блоками управления других систем транспортного средства.

Устройство и характеристика

Печатная плата с электронными элементами помещается в металлическом корпусе ЭБУ. Датчики, исполнительные механизмы и кабели подачи напряжения соединяются с блоком управления через многоштыревые герметичные разъемы 1–3. Все контакты в этих разъемах пронумерованы. Охлаждение ЭБУ осуществляется топливом, которое омывает блок управления по каналу внутри корпуса.

На корпусе ЭБУ установлен датчик атмосферного давления. Этот датчик участвует в вычислении коррекции подачи топлива при эксплуатации ТС в высокогорье.

Основные характеристики:

Масса ЭБУ приблизительно 1,6 кг.

На блоке располагаются:

  • разъем 1 – разъем жгута промежуточного с 89 контактами;

  • разъем 2 – разъем жгута датчиков с 36 контактами;

  • разъем 3 – разъем жгута форсунок с 16 контактами.

К контактам разъемов подключены:

  • 17 аналоговых входа, 4 частотных входа и 14 цифровых входа для замеров параметров двигателя;

  • 4 ШИМ-выхода для управления исполнительными механизмами,

  • 8 (или 10 для двигателя ЯМЗ-536) высоковольтных выхода для управления форсунками,

  • 8 дискретных выхода для включения реле и сигнальных ламп и один частотный выход.

Время программирования при скорости передачи данных 38,4 кбод – 490 с.

Напряжения питания, определяемые на контактных разъемах ЭБУ:

номинальное напряжение:

  • VBAT+ +28,8 В (+14,4 В);

  • VBAT– 0 В;

номинальная сила тока:

  • ЭБУ функционирует без нагрузки (T15 включен) < 350 мА (VBAT+ = 12 В);

  • < 260 мА (VBAT+ = 24 В);

  • ЭБУ в режиме ожидания (T15 выключен) < 7,5 мА (VBAT+ = 24 В);


рабочий диапазон напряжения питания ЭБУ:

  • VBATstartmin (при холодном пуске двигателя) 6,0 В;

  • VBAT (диапазон) 9,0 В – 32 В;

  • VBATmax (не более 5 мин. работы) 36,0 В (Tc < 40°С);

  • Центральный процессор

    • с внутренней флэш-памятью 512 кБ;

    • частота 56 МГц;

    • внешняя флэш-память 2 МБ;

    • энергонезависимая память (EEPROM) 32 кБ.

Температурный диапазон работы ЭБУ минус 40 – плюс 105 (кратковременно до плюс 120°C).

Интерфейсы связи

Для взаимодействия ЭБУ (536.3763010) двигателя с внешними устройствами используются интерфейсы K-Line (работа с диагностическим и инженерным оборудованием) и CAN (работа с диагностическим и инженерным оборудованием, а также с другими ЭБУ транспортного средства).

Физический уровень K-Line описан в стандарте ISO 9141, протокол передачи данных – в стандарте ISO 14230.

Физический, канальный и прикладной уровни CAN, используемого программного обеспечения ЭБУ двигателей ЯМЗ-530 описаны в стандартах SAE J 1939.

Колодка диагностического разъёма OBD-II с 16-ю контактами (2×8) для подключения диагностического оборудования имеет форму трапеции. В соответствии со схемой ЭБУ двигателя использует следующие контакты разъема:

4 – «масса» кузова;

5 – сигнальное заземление;

6 – верхний провод CAN H (CAN High) высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284);

7 – K-Line (ISO 9141-2 и ISO 14230);

14 – нижний провод CAN L (CAN Low) высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284);

16 – питание «+» от АКБ;

остальные контакты использует производитель ТС.

Основные неисправности блока

Если появились характерные неисправности ЭБУ автомобиля, такие как:

  • Двигатель не запускается, дымит, возможна детонация.

  • Пропуски при работе мотора.

  • Провалы, при нажатии на педаль газа автомобиль может не реагировать.

  • Связь с «мозгами» отсутствует.

  • Горит контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. Это может быть лампочка Check Engine, но в некоторых авто отдельно используется индикатор работоспособности блока.

  • Вентилятор системы охлаждения включается произвольно.

  • Регулярно перегорают предохранительные элементы.

  • Контроллеры и датчики перестают подавать сигналы.

В подобной ситуации необходим ремонт блока управления, либо его полная замена. ООО «ГК ЯРД» реализует оригинальные или аналоги блоки управлением двигателей для всех серий двигателей ЯМЗ по самым выгодным ценам.



Возврат к списку