Как провести диагностику электронной системы управления двигателем на дизелях ЯМЗ

16.05.2022

Как провести диагностику электронной системы управления двигателем на дизелях ЯМЗ

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) важнейший атрибут всех выпускаемых в настоящее время автомобилей с бензиновым или дизельным впрыском. Другие названия — «ЭБУ» (электронный блок управления) и «контроллер».


Это сложное устройство позволяет не только проконтролировать множество функциональных возможностей двигателя, но также:

  • поднять его мощность,

  • снизить расход топлива,

  • добиться экологичного выхлопа в соответствии с отечественным и европейским стандартом.

Число параметров, характеризующих работу двигательной системы, увеличивается с каждым годом по мере совершенствования ЭСУД. Соответственно увеличивается нагрузка на контроллер.

Электронная начинка системы по мере эксплуатации может давать различные сбои: 

  1. Меняются электрические характеристики двигателя;

  2. Нарушаются регулировки параметров;

  3. Выходят из строя датчики, являющиеся исходной точкой получения информации об исправности автомобиля;

  4. Сгорают предохранители, окисляются контакты в разъемах.

Причин может быть много. В итоге неисправность ЭБУ значительно снижает работоспособность самого двигателя вплоть до его полной остановки.

Самые распространенные неисправности ЭСУД


По мере убывания частоты возникновения неисправности список выглядит так: 

  1. Предохранитель (наиболее простое и дешёвое препятствие, которое легко заменить или просто зачистить контакты);

  2. Термостат электронный (650.1306100) (выходит из строя чаще всего и является причиной многих других дефектов);

  3. Свечи зажигания (53404.3707015-10), а также повреждения в высоковольтной подводке, плюс сбивают показания датчиков;

  4. Датчики:

    • холла;

    • электронной заслонки дросселя;

    • кислорода (53404.1130600);

    • давления и его аварийного сброса в системе турбонаддува;

  5. Электроклапаны:

    • управления системой турбонаддува;

    • насоса охлаждения наддувной системы;

    • давления в турбосистеме;

    • в газораспределительной системе;

  6. Катушка зажигания (53404.1112640);

  7. Форсунки (у инжекторных и дизельных автомобилей).



Причины возникновения неисправностей, способы их устранения

Первое и главное — это поддержание и исправности всех элементов электронной системы автомобиля, за которую отвечает ЭСУД, начиная с обычной проводки и контактов в разъемах, предохранителей и до электронных клапанов и датчиков всех систем двигателя. Контакты должны быть чистыми, не окисленными. Электропроводка без повреждений, способных нарушить передачу информации от датчиков к ЭБУ. Устройство работает корректно только при соблюдении этих условий.

Второе – топливо и масло. Низкое качество ГСМ приводит, прежде всего, к отказам или перебоям в работе:

  • свечей зажигания;

  • электромагнитного клапана ГРМ (КЭМ 32-23) (металлические вкрапления в старом масле), в результате нарушается регулировка давления масла в масляном картере);

  • кислородного датчика;

  • выходит из строя каталитический нейтрализатор.


Лампа «Check Engine» — тревожный сигнал. Когда она загорается, следует сразу продиагностировать контроллер авто с помощью компьютера со специальными программами по диагностике данного ЭБУ автомобиля.

Однако некоторые симптомы, характерные для сбоев электронной системы управления, могут быть следствием не откорректированной работы механических элементов двигателя. Например, клапанов. На завершении такта сжатия через клапаны может подсасываться воздух, что приводит к нарушению газораспределительных процессов. Такая картина особенно характерна для двигательных систем с распределенным впрыском, когда на каждом цилиндре стоит своя регулируемая форсунка. Любая их неисправность может «симулировать» сбой бортового компьютера. В данных ЭБУ, таким образом, может появиться ошибка.

Как провести диагностику бортового компьютера ЭСУД (ЭБУ)

Электронная система управления двигателем обеспечивает самодиагностику работы блока управления, датчиков и других устройств транспортного средства (ТС).


Он функционирует на основе анализа данных, получаемых со всех электронных датчиков. Каждой неисправности при этом присваивается свой код.

Как это происходит, демонстрирует данная схема:




Для считывания данных с контроллера может быть использован сканер, который подключается к специальному разъёму OBD-2 в салоне автомобиля или к аналогичному разъему под капотом. Сканер «снимает» все коды ЭБУ. Затем они анализируются при помощи специальной программы, предназначенной для исследуемой модели автомашины.

Метод анализа — сравнение существующих данных с номиналом и выявление причины какого-либо сбоя системы и оптимальные способы устранения неполадок. 

При обнаружении отклонений в работе двигателя в кабине ТС загорается диагностическая лампа.

При загорании диагностической лампы, необходимо нажать и удерживать диагностическую клавишу более 2 секунд. После отпускания клавиши диагностическая лампа «промигает» блинк-код неисправности двигателя в виде серии вспышек (см. пример блинк-кода 1-2-4 на рисунке).



Пример блинк-кода 1-2-4 (пониженное напряжение бортовой сети)

При следующем нажатии на диагностическую клавишу будет «мигать» блинк-код следующей неисправности. Таким образом, выводятся все неисправности, хранящиеся в электронном блоке.

После вывода последней запомненной неисправности блок управления начинает вновь выводить первую неисправность.

  • При неисправности самого электронного блока управления необходимо проверить: наличие электропитания в блоке;

  • цельность электропроводки;

  • исправность разъемов, предохранителей, а также все контакты (они не должны быть окисленными);

  • связь контроллера с датчиками. Если с датчиками связь отсутствует даже при нормальном функционировании всего остального, ЭБУ неисправен и нуждается в ремонте или замене.

Электронная система управления двигателем — мозг автомобиля и самый большой помощник его владельца на дороге. Как и все остальные системы, это устройство нуждается в постоянном техническом осмотре, а если потребуется, и тщательной диагностике.

Покупайте запчасти только у официальных дилеров концерна, таких как ООО «ГК ЯРД». Мы готовы поставить под заказ все, что необходимо для ремонта вашего автомобиля. 




Возврат к списку