Как устроена система вентиляции картера и система охлаждения двигателя ЯМЗ-6583
Как устроена система вентиляции картера и система охлаждения двигателя ЯМЗ-6583
Продолжаем разбирать конструктивные особенности двигателя ЯМЗ-6583. В одной из статей (ссылка на 1 часть) мы говорили об особенностях конструкции цилиндро-поршневой группы серии двигателей ЯМЗ 658. В этой статье мы поговорим об особенностях устройства системы вентиляции картера двигателя ЯМЗ-6583 и системе охлаждения двигателя, которая в первую очередь обеспечивается приводом вентилятора с фрикционной муфтой.
Система вентиляции картера двигателя ЯМЗ-6583
На двигатель ЯМЗ-6583 установлена система вентиляции картера замкнутого типа с отсосом в систему впуска воздуха перед ТКР, с маслоотделителем и клапаном регулирования давления - запчасти и ремкомплекты на двигатели ЯМЗ V-образного семейства можно посмотреть здесь.
Данная система экологична, так как устраняет вредные выбросы картерных газов и масляного тумана в атмосферу. При этом у двигателя остается только одна система выпуска отработавших газов.
Система вентиляции картера (рис. 1) включает в себя маслоотделитель 2, который устанавливается на двигатель на специальном кронштейне и соединяется с сапуном подводящим рукавом 3, а также трубки слива масла 1.
Рис. 1. Система вентиляции картера:
1 – трубка слива масла; 2 – маслоотделитель; 3 – рукав подводящий; 4 – сапун; Б – полость для заливки масла.
Картерные газы из-под крышки головки цилиндров через сапун и подводящий рукав (658.1115048) поступают в патрубок маслоотделителя и далее в нижнюю часть стакана, в котором расположен пакет, состоящий из четырех дисков 3 (рис. 2).
Рис. 2. Маслоотделитель:
1 – патрубок выходной; 2 – корпус; 3 – диски маслоотделителя;
4 – болт; 5 – крышка; 6 – пружина; 7 – мембранный клапан; 8 –
болт стяжной; 9 – кольцо резиновое
Затем газы поднимаются вверх к мембранному клапану 7, управляющему давлением в картере, отделяются от масла и отсасываются через выходной патрубок 1 во впускной контур двигателя.
Частицы масла, осевшие на дисках, стекают в нижнюю часть корпуса маслоотделителя и сливаются по трубке в поддон двигателя через гидрозатвор, представляющий собой полость, образованную ребрами в блоке цилиндров (658.1002012-31) и картере маховика (658.1002311-20), заполненную маслом.
Перед запуском нового или отремонтированного двигателя в полость залить 20 см3 моторного масла, используемого в двигателе.
Привод вентилятора с фрикционной муфтой
Двигатели комплектуются приводом вентилятора с фрикционной муфтой (658-1308011), работающим как в автоматическом, так и в ручном режиме.
Вентилятор при неработающем двигателе находится в отключенном состоянии.
После пуска двигателя крыльчатка вентилятора может вращаться за счет трения в подшипниках и других сопрягаемых деталях дисковой муфты с частотой 200…500 об/мин.
При достижении температурного состояния двигателя близкого к высшему оптимальному (+85˚ …+93˚ С) масло от включателя под давлением поступает в штуцер 13 (рис. 3) корпуса 14.
Рис. 3. Привод вентилятора:
1 – манжета; 2 – крышка; 3 – подшипник; 4 – диск ведомый; 5 – диск ведущий; 6 – прокладка; 7 – пружина отжимная; 8– кольцо упорное; 9 – трубка черпательная; 10 – втулка распорная; 11 – кольцо уплотнительное; 12 – манжета; 13 – клапан электромагнитный; 14 – корпус; 15 – подшипник; 16 – фланец упорный; 17 – шестерня; 18 – вал ведущий; 19 – болт; 20 – шайба; 21 – втулка распорная; 22 – втулка; 23 – подшипник; 24 – шкив; 25 – вал ведомый; 26 – подшипник; 27 – обойма нажимная; 28 – кольцо уплотнительное; 29 – кольцо уплотнительное; 30 – поршень; 31 – упор поршня; 32 – пружина нажимная; 33 – болт; 34 – ступица.
Далее через отверстие в корпусе, радиальные отверстия во втулках 10 и 22 попадает в осевое отверстие ведущего вала 18, а оттуда к поршню 30.
Поршень начинает перемещаться, передавая усилия через пружины 32 на обойму, которая давит на диски 4 и 5, выбирая зазоры между ними.
После сжатия ведущих и ведомых дисков ведомый вал 25 с крыльчаткой начинает вращаться с рабочей частотой.
После того как температурное состояние двигателя достигнет значения близкого к низшему оптимальному, включатель прекращает подачу масла.
Масло, находящееся под поршнем 30, под действием центробежных сил, а также пружин 7, 32 через дренажные отверстия по специальным каналам перемещается во внутреннюю полость передней крышки 2 и шкива 24.
С помощью черпательной трубки 9 и далее по каналам в корпусе масло попадает в картер двигателя.
По мере освобождения полости под поршнем 30 от масла он перемещается под действием пружин 7, 32, диски фрикционного привода расходятся и вентилятор отключается.
Привод вентилятора комплектуется электромагнитным клапаном КЭМ 32-23М, который конструктивно выполнен аналогично клапану КЭМ 32-23, с целью повышения эффективности его работы по исключению засорения в корпусе клапана размещен постоянный магнит для улавливания металлических частиц.
В процессе эксплуатации техническое обслуживание электромагнитного клапана не требуется, при необходимости допускается очистка магнита от металлических частиц. Все запчасти можно приобрести на сайте компании ООО «ГК ЯРД», которая гарантирует качество и оригинальность поставляемой продукции.