Замена шатунно-поршневой группы двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536
Замена шатунно-поршневой группы двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536
Шатунно-поршневая группа относится к узлу коленчатого вала. Хотя детали изготавливают из износостойкий материалов, они иногда приходят в негодность. Тогда возникает необходимость их замены.
Снятие шатуна с поршнем ЯМЗ-5340
Перед тем, как заняться снятием, советуем заранее подготовить ткань для очистки гильз цилиндров, фломастер или карандаш для разметки, ключ на 14, оправку с резиновым наконечником, нижние и верхние вкладыши (по необходимости). Теперь можем приступать.
-
Очистите «зеркало» гильз цилиндров от масляных отложений и нагаров.
-
Поверните коленчатый вал в положение, удобное для отворачивания шатунных болтов одной из пар шатунов (1-4 или 2-3) (1).
-
Пронумеруйте крышки шатунов в соответствии с номером цилиндра (на бобышке для подгонки шатуна по весу).
-
Снимите крышки шатунов (2), отвернув шатунные болты M12x1,5 (3) (5340.1004062) ключом на 14.
-
Установите, в случае необходимости, нижние вкладыши (4) (5340.1004059) в постели шатунных крышек.
-
С помощью оправки с резиновым наконечником протолкните поршень с шатуном в сборе по гильзе до его выхода из гильзы на 1/3 длины (5).
-
Выньте поршень в сборе с шатуном из гильзы.
-
Установите, в случае необходимости, верхние вкладыши (5340.1004058) в постели шатунов.
-
Подсоберите шатунные крышки с вкладышами, с шатуном, ввернув шатунные болты в соответствующие отверстия.
-
Повторите аналогичные действия с оставшейся парой ШПГ.
-
Разложите детали в соответствии с номерами цилиндров двигателя (6).
Установка шатунно-поршневой группы ЯМЗ-5340
Прежде чем начать установку шатунно-поршневой группы на ваш двигатель ЯМЗ-5340, стоит заранее подготовить то, что вам понадобится для работы: салфетка, моторное масло, технологическая воронка, верхний и нижний вкладыши, оправка, ключ на 14. Также на одном из этапов вам понадобится помощник.
-
Протрите чистой салфеткой внутреннюю поверхность гильз цилиндров и шатунные шейки коленчатого вала.
-
Смажьте внутреннюю поверхность гильз чистым моторным маслом.
-
Проверьте правильность сборки шатуна (5340.1004045-002) с поршнем (5340.1004013) (1) – поршней с шатунами, шатунов с крышками, расположение поршневых колец:
-
выемка под форсунку на юбке поршня должна быть расположена со стороны длинной бобышки на нижней головке шатуна;
-
замки поршневых колец на поршне должны быть развёрнуты друг по отношению к другу на 1200;
-
выбитое слово «TOP» («верх») на поршневых кольцах должно быть обращено к днищу поршня;
-
на крышке и шатуне в районе стыка со стороны длинной бобышки выбиты метки спаренности в виде числа, одинакового для шатуна и крышки.
-
Отверните шатунные болты M12x1,5 (2), снимите крышки шатунов (3), протрите салфеткой поверхности под вкладыши.
-
Установите верхние (4) (5340.1004058) и нижние (5) (5340.1004059) вкладыши в постели шатунов и крышек соответственно.
-
Смажьте рабочие поверхности вкладышей чистым моторным маслом.
-
Поверхность резьбы и опорного торца головок шатунных болтов смажьте моторным маслом.
-
Поверните коленчатый вал в положение, удобное для установки одной из пар шатунов (1-4 или 2-3).
-
С помощью технологической воронки (6), предохраняющей поршневые кольца и «зеркало» цилиндров от повреждений при сборке, установите поршни с шатунами в гильзы блока цилиндров.
-
Дошлите поршни в гильзы, не допуская соприкосновения разъёма шатуна с шатунной шейкой коленчатого вала ЯМЗ-5340, выправите положение шатунов относительно шатунной шейки и подайте их вплотную к шейке. В случае выхода вкладыша за торец разъёма или из замка поправьте его оправкой.
-
Установите крышки шатунов на шатуны согласно спаренности, ввернув болты крепления крышек (2) на 2...3 нитки от руки.
-
Затяните болты крепления крышки шатуна (затяжку начинать с болта на длинной бобышке шатуна), ключом на 14, обеспечив затяжку моментом в два приема:
-
предварительный момент – Мкр = 70±5 Н*м;
-
довернуть на угол – 115º±2º.
-
Повторите операции установки поршней с шатунами в оставшиеся гильзы цилиндров, повернув коленчатый вал в положение, удобное для их установки.
-
Проверьте наличие зазора между торцом нижних головок шатунов и щеками коленчатого вала, который должен быть в пределах 0,05-0,18 мм. В случае отсутствия зазора, снимите шатуны с поршнями для определения причин отсутствия зазора.
На двигатель допускается установка шатунов только одной группы по массе. Номер группы А, В или С выбит со стороны длинной бобышки на крышке шатуна.
Комплекты шатунов с поршнями устанавливайте на двигатель, развернув шатуны короткими бобышками (7) в сторону распределительного вала (выемка на юбке поршня под форсунку охлаждения поршня должна совпадать с расположением самой форсунки).
Операцию сборки рекомендуется выполнять двумя исполнителями: один проталкивает поршень с помощью оправки, второй принимает шатун и направляет его на шейку вала.
После установки поршневой группы убедитесь в отсутствии контакта форсунок охлаждения поршней с поршнями, проворачивая коленчатый вал. При нахождении поршня в нижней мертвой точке сопло форсунки должно располагаться концентрично отверстию подвода масла в поршне, а торец сопла не должен заглубляться в канал.
На этом все! Если вы обнаружили, что у вам не хватает какой-то детали шатунно-поршневой группы для двигателя ЯМЗ-5340, то вы сможете быстро найти и заказать ее на нашем сайте.