Замена шатунно-поршневой группы двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536

Замена шатунно-поршневой группы двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536 14.04.2020

Замена шатунно-поршневой группы двигателя ЯМЗ-5340 и ЯМЗ-536

Шатунно-поршневая группа относится к узлу коленчатого вала. Хотя детали изготавливают из износостойкий материалов, они иногда приходят в негодность. Тогда возникает необходимость их замены.


Снятие шатуна с поршнем ЯМЗ-5340

Перед тем, как заняться снятием, советуем заранее подготовить ткань для очистки гильз цилиндров, фломастер или карандаш для разметки, ключ на 14, оправку с резиновым наконечником, нижние и верхние вкладыши (по необходимости). Теперь можем приступать.

  1. Очистите «зеркало» гильз цилиндров от масляных отложений и нагаров. 

  2. Поверните коленчатый вал в положение, удобное для отворачивания шатунных болтов одной из пар шатунов (1-4 или 2-3) (1).

  3. Пронумеруйте крышки шатунов в соответствии с номером цилиндра (на бобышке для подгонки шатуна по весу). 

  4. Снимите крышки шатунов (2), отвернув шатунные болты M12x1,5 (3) (5340.1004062) ключом на 14. 

  5. Установите, в случае необходимости, нижние вкладыши (4) (5340.1004059) в постели шатунных крышек.

  6. С помощью оправки с резиновым наконечником протолкните поршень с шатуном в сборе по гильзе до его выхода из гильзы на 1/3 длины (5).

  7. Выньте поршень в сборе с шатуном из гильзы. 

  8. Установите, в случае необходимости, верхние вкладыши (5340.1004058) в постели шатунов. 

  9. Подсоберите шатунные крышки с вкладышами, с шатуном, ввернув шатунные болты в соответствующие отверстия. 

  10. Повторите аналогичные действия с оставшейся парой ШПГ. 

  11. Разложите детали в соответствии с номерами цилиндров двигателя (6). 


Установка шатунно-поршневой группы ЯМЗ-5340

Прежде чем начать установку шатунно-поршневой группы на ваш двигатель ЯМЗ-5340, стоит заранее подготовить то, что вам понадобится для работы: салфетка, моторное масло, технологическая воронка, верхний и нижний вкладыши, оправка, ключ на 14. Также на одном из этапов вам понадобится помощник.

  1. Протрите чистой салфеткой внутреннюю поверхность гильз цилиндров и шатунные шейки коленчатого вала. 

  2. Смажьте внутреннюю поверхность гильз чистым моторным маслом. 

  3. Проверьте правильность сборки шатуна (5340.1004045-002)  с поршнем (5340.1004013) (1) – поршней с шатунами, шатунов с крышками, расположение поршневых колец: 

    1. выемка под форсунку на юбке поршня должна быть расположена со стороны длинной бобышки на нижней головке шатуна; 

    2. замки поршневых колец на поршне должны быть развёрнуты друг по отношению к другу на 1200; 

    3. выбитое слово «TOP» («верх») на поршневых кольцах должно быть обращено к днищу поршня; 

    4. на крышке и шатуне в районе стыка со стороны длинной бобышки выбиты метки спаренности в виде числа, одинакового для шатуна и крышки. 

    На двигатель допускается установка шатунов только одной группы по массе. Номер группы А, В или С выбит со стороны длинной бобышки на крышке шатуна. 

  4. Отверните шатунные болты M12x1,5 (2), снимите крышки шатунов (3), протрите салфеткой поверхности под вкладыши. 

  5. Установите верхние (4) (5340.1004058) и нижние (5) (5340.1004059) вкладыши в постели шатунов и крышек соответственно. 

  6. Смажьте рабочие поверхности вкладышей чистым моторным маслом. 

  7. Поверхность резьбы и опорного торца головок шатунных болтов смажьте моторным маслом. 

  8. Поверните коленчатый вал в положение, удобное для установки одной из пар шатунов (1-4 или 2-3). 

  9. С помощью технологической воронки (6), предохраняющей поршневые кольца и «зеркало» цилиндров от повреждений при сборке, установите поршни с шатунами в гильзы блока цилиндров. 

  10. Комплекты шатунов с поршнями устанавливайте на двигатель, развернув шатуны короткими бобышками (7) в сторону распределительного вала (выемка на юбке поршня под форсунку охлаждения поршня должна совпадать с расположением самой форсунки). 

    Операцию сборки рекомендуется выполнять двумя исполнителями: один проталкивает поршень с помощью оправки, второй принимает шатун и направляет его на шейку вала. 

  11. Дошлите поршни в гильзы, не допуская соприкосновения разъёма шатуна с шатунной шейкой коленчатого вала ЯМЗ-5340, выправите положение шатунов относительно шатунной шейки и подайте их вплотную к шейке. В случае выхода вкладыша за торец разъёма или из замка поправьте его оправкой. 

  12. Установите крышки шатунов на шатуны согласно спаренности, ввернув болты крепления крышек (2) на 2...3 нитки от руки.

  13. Затяните болты крепления крышки шатуна (затяжку начинать с болта на длинной бобышке шатуна), ключом на 14, обеспечив затяжку моментом в два приема: 

    1. предварительный момент – Мкр = 70±5 Н*м; 

    2. довернуть на угол – 115º±2º. 

  14. Повторите операции установки поршней с шатунами в оставшиеся гильзы цилиндров, повернув коленчатый вал в положение, удобное для их установки. 

  15. Проверьте наличие зазора между торцом нижних головок шатунов и щеками коленчатого вала, который должен быть в пределах 0,05-0,18 мм. В случае отсутствия зазора, снимите шатуны с поршнями для определения причин отсутствия зазора. 


После установки поршневой группы убедитесь в отсутствии контакта форсунок охлаждения поршней с поршнями, проворачивая коленчатый вал. При нахождении поршня в нижней мертвой точке сопло форсунки должно располагаться концентрично отверстию подвода масла в поршне, а торец сопла не должен заглубляться в канал.


На этом все! Если вы обнаружили, что у вам не хватает какой-то детали шатунно-поршневой группы для двигателя ЯМЗ-5340, то вы сможете быстро найти и заказать ее на нашем сайте.




Возврат к списку