Влияние компрессии на работу дизельных двигателей

06.10.2022

Влияние компрессии на работу дизельных двигателей

Компрессия дизельного двигателя является основным показателем его исправности. Компрессией называют максимальное значение давления, создаваемого в блоке цилиндра, при нахождении поршня в ВМТ (верхней мертвой точке). Конструктивные особенности дизельных двигателей таковы, что малейшее отклонение компрессии от нормы приводит к сбоям в работе силового агрегата.

Заниженный показатель давления влечет за собой полный отказ в работе цилиндров. При возникновении сбоев при запуске дизеля или в работающем моторе необходимо производить тщательную проверку компрессии. Диагностика давления производится согласно инструкции, приложенной к прибору.

Проверка компрессии дизельного двигателя

Технические характеристики двигателей внутреннего сгорания содержат информацию о конструктивном параметре — степени сжатия, который является постоянной величиной. Степень сжатия дизельного двигателя представлена в виде соотношения объемов цилиндра при расположении поршня в НМТ (нижней мертвой точке) и в ВМТ соответственно.

Определить степень сжатия можно путем деления величины объема цилиндра на объем камеры сгорания. Результат, полученный после деления, указывает во сколько раз уменьшается объем топливовоздушной смеси при перемещении поршня из нижней точки в ВМТ.

Основной характеристикой работы дизеля является именно компрессия в цилиндрах, потому что только при достижении рабочего давления определенного значения температура сжатого воздуха повышается и происходит воспламенение топливовоздушной смеси.

Описание признаков снижения компрессии

В процессе эксплуатации дизеля компрессия склонна к снижению вследствие постепенного износа его деталей и узлов. Величина давления отображает состояние элементов, входящих в состав дизельного мотора.

Проблемы, возникающие по причине пониженной компрессии, имеют следующие признаки:

  • Возникновение трудностей при запуске двигателя.

  • Плохое зажигание.

  • Скачки в работе двигателя, плавают обороты.

  • Троение дизеля, вызванное отказом одного или нескольких цилиндров.

  • Шумная работа мотора вследствие формирования и последующих микровзрывов избыточных топливных испарений в силовом агрегате.

  • Снижение мощности дизеля.

  • Возрастание давления в системе охлаждения, вызванного износом запчастей.

  • Появление потоков масла снаружи двигателя.

  • Увеличение расхода дизтоплива почти в два раза.

  • Нагрев силового агрегата.

  • Появление синего дыма, выходящего из выхлопной трубы при запуске мотора.

Возникновение хотя бы одного из перечисленных признаков вызывает необходимость проверки давления сжатого воздуха в цилиндрах.

Определение нормы компрессии дизеля

Какая же компрессия должна быть в дизельном двигателе объемом не менее 10 литров? Норма давления сжатого воздуха в цилиндрах дизеля более высокая в сравнении с бензиновыми моторами. Запуск дизельного двигателя происходит при достижении давления более 29 атм, но опять же величина средняя и зависит от объема двигателя и других показателей.

При запуске исправного двигателя сжатие воздушно-топливной смеси приводит к интенсивному нагреву воздуха свыше 300˚С и вспышке впрыснутого дизельного топлива. Наиболее предпочтительным для успешного воспламенения топлива является значение компрессии от 29 до 35 атм, у турбированных двигателей это показатель будет немного выше - от 32 до 39 атм.


Низкая компрессия: причины, вызывающие понижение давления в цилиндрах

Если, в результате проверки выяснилось, что компрессия в дизельном двигателе занижена, то чтобы ее повысить, необходимо произвести комплексную проверку и выяснить причины, вызвавшие этот дефект. Причинами низкого давления в цилиндрах дизельного мотора являются следующие факторы:

  • неисправности поршня (53443.1004012-10);

  • залегание компрессионных колец (650.3509009);

  • задиры и сколы на стенках цилиндров;

  • трещины в блоке цилиндров (238-1002012);

  • отказ прокладки блока цилиндров (238-1003210-В2), появление неровностей на прилегающей поверхности;

  • нарушение герметичности корпуса двигателя, образование трещин;

  • возникновение слоев нагара внутри силового агрегата вследствие использования топлива плохого качества;

  • отказ клапанов вследствие прогорания или неправильной настройки.

Показатель компрессии находится в прямой зависимости от степени изношенности деталей, входящих в поршневую группу, от клапанов и зазоров, отвечающих за температуру сжатого воздуха, установленных при их регулировке.

При выявленных дефектах в поршне или компрессионных кольцах нужно ремонтировать всю поршневую группу. Чтобы увеличить давление при выявлении задиров на цилиндрах, необходимо произвести шлифовку стенок или замену всего блока цилиндров.

Изношенные и прогоревшие клапаны нуждаются в замене и последующей настройке. Неверная регулировка клапанов является причиной неравномерной компрессии в цилиндрах.

Проведение комплексной проверки дизельных моторов является обязательным мероприятием для предупреждения окончательного отказа мотора.

Состояние всех элементов двигателя влияет на уровень компрессии. Снижение этого показателя говорит о сильном износе механизмов силового агрегата. При проведении комплексной диагностики всегда измеряется уровень давления сжатого воздуха в цилиндрах дизельных моторов.

Алгоритм замера давления в цилиндрах

Проверять компрессию необходимо после тщательного прогрева двигателя. При проведении замеров давления в поршнях используется прибор под названием компрессометр, имеющий специальную шкалу манометра для вывода информации и резьбу, рассчитанную на вкручивание вместо свечей накаливания или форсунок.


Последовательность действий состоит в выполнении следующих операций:

  • Снятие свечи накаливания или форсунки с одного из цилиндров.

  • Установка измерительного прибора на место снятой свечи или форсунки.

  • Проворачивание коленчатого вала при помощи стартера.

  • Фиксирование полученного результата.

  • Замер давления в остальных цилиндрах производится подобными действиями.

  • Сверка полученных результатов.

  • Добавление 50 мл масла в каждый поршень при помощи медицинского шприца.

  • Прокручивание мотора при снятых свечах при помощи стартера.

  • Новый замер компрессии.

Возрастание данного показателя свидетельствует о проблемах, возникших в поршневой группе.

Если давление осталось неизменным, то необходимо производить ремонт и регулировку в клапанном механизме.

Для получения реальных результатов при проведении контрольных замеров необходимо обеспечить необходимое количество оборотов коленчатого вала, равное 200–250 оборотов в минуту.

Что делать при усиленном снижении компрессии дизельного двигателя?

При выявлении сниженной компрессии необходимо обратиться к специалистам с целью проведения тщательной диагностики силового агрегата. Серьезное снижение данного показателя при большом пробеге свидетельствует об износе элементов и необходимости их замены с последующими профессиональными регулировками на специальных стендах.

Если в одном из цилиндров давление занижено в сравнении с остальными, то придется производить переборку всего двигателя. Разное значение компрессии исчезнет только после замены всей поршневой группы.

Сборка и ремонт дизельных двигателей обходятся намного дороже вследствие технологических особенностей. Требования к величине компрессии объясняются тем, что воспламенение дизельного топлива при холодном запуске происходит только при заданной величине этого показателя.



Возврат к списку