Расточка коленчатого вала: основные требования, показания и особенности

10.08.2023

Расточка коленчатого вала: основные требования, показания и особенности


Коленчатый вал является ключевым элементом кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания. Однако, как и любая деталь, подвергающаяся долговременному воздействию нагрузок, он испытывает значительные механические и термические нагрузки в процессе работы. Прочность и износоустойчивость — его критические характеристики, влияющие на требования к производству комплектующего. Продолжительная эксплуатация или неправильное обращение могут привести к необходимости ремонта коленчатого вала или восстановительных работ. К ним относятся процессы расточки и полировки. Ниже подробнее рассмотрим эти процедуры и методы их осуществления.

Общие неисправности коленчатого вала

Коленчатый вал может подвергаться различным видам износа и повреждений в результате эксплуатации:

  • износ шеек и щек,

  • появление трещин на щеках, в местах закругления шеек и в осевых отверстиях,

  • коробление вала, изменение геометрии,

  • закусывание или появление задиров на поверхностях шеек.

Критические последствия неисправностей

Плохое состояние шеек или других элементов коленчатого вала может приводить к снижению производительности двигателя, увеличению расхода масла и топлива, а также к полному выходу из строя двигательной системы.

Расточка коленчатого вала: основы процедуры

Расточка коленчатого вала заключается в увеличении диаметра цапф (шатунных и коренных шеек), что необходимо для устранения повреждений и дальнейшей шлифовки до требуемых ремонтных размеров. Для этого применяются специальные станки, позволяющие обеспечить высокую точность обработки.

Шлифовка коленчатого вала: пошаговый процесс

Для восстановления рабочих поверхностей шеек коленчатого вала используется шлифовка. Этот процесс включает в себя следующие этапы:

1. Предварительная проверка геометрии вала.

2. Удаление загрязнений и возможных наплывов.

3. Установка вала на шлифовальный станок.

4. Последовательная обработка шеек до достижения необходимых параметров.

При шлифовке шеек коленчатого вала до ремонтных размеров необходимо соблюдать определенные требования:

- точное соблюдение ремонтных размеров и допусков,

- обеспечение требуемой шероховатости поверхности,

- контроль за сохранением геометрии вала в процессе обработки.

Установка коленчатого вала: требования и подготовка

Перед установкой коленчатого вала необходимо выполнить подготовительные мероприятия:

- проверить чистоту и состояние подшипниковых мест блока цилиндров и крышек подшипников,

- очистить и смазать рабочие поверхности подшипников и шеек коленчатого вала,

- тщательно проверить качество шлифовки.

При установке коленчатого вала важно обеспечить:

- правильное расположение подшипников и вала,

- отсутствие излишнего осевого люфта или его чрезмерного зажима,

- проверку вращения вала вручную – оно должно быть легким и беспрепятственным.

Следование основным аспектам и требованиям расточки и шлифовки коленчатого вала поможет восстановить ключевые характеристики компонента и обеспечит надежную и длительную работу двигателя.



Возврат к списку