Как отрегулировать ременный привод агрегатов на двигателях ЯМЗ-5340, ЯМЗ-5341, ЯМЗ-5342, ЯМЗ-5344
Как отрегулировать ременный привод агрегатов на двигателях ЯМЗ-5340, ЯМЗ-5341, ЯМЗ-5342, ЯМЗ-5344
Приводной ремень или ремень агрегатов — это ременная передача, передающая крутящий момент от шкива (5343.1308025-10) двигателя на шкив узла, который нужно привести в движение. Ремни бывают разных типов: зубчатые, клиновые и поликлиновые (53423.8114170).
В двигателях ЯМЗ довольно много различного навесного оборудования, которое требует наличия привода. Чтобы не ставить на каждый агрегат отдельный приводной мотор, все узлы, такие как ГУР, генератор (5340.3701010), кондиционер, водяная помпа и т. д. приводятся в движение при помощи ремней.
Ременная передача намного удобнее и дешевле, так как всего один ремень может приводить в движение сразу несколько узлов. Но ремни недолговечны и требуют замены или регулировки их натяжения, так как со временем вытягиваются.
Снятие, замена, регулировка ременного привода на двигателях ЯМЗ-5340, ЯМЗ-5341, ЯМЗ-5342, ЯМЗ-5344
Агрегаты, расположенные в передней части двигателя, водяной насос, вентилятор, генератор и компрессор кондиционера приводятся поликлиновыми ремнями (5340.1308170-11).
От шкива на носке коленчатого вала приводится вентилятор (5340.1308010) и водяной насос. Шкив коленчатого вала выполнен в едином исполнении с гасителем крутильных колебаний.
От шкива вентилятора вторым ремнем приводятся одновременно генератор и компрессор кондиционера 5340.8114010 (рис. 1).
Рис. 1. Ременный привод агрегатов:
1 - шкив коленчатого вала с гасителем; 2 - натяжитель ремня; 3 - шкив водяного насоса; 4 - ремень; 5 - шкив привода вентилятора; 6 - натяжитель ремня; 7 - ремень; 8 - шкив генератора; 9 - ролик промежуточный; 10 - шкив компрессора кондиционера.
На внешней поверхности каждого ремня нанесено его обозначение:
5340.1308170-10 – на ремне привода вентилятора и водяного насоса;
5340-3701170-10 – на ремне привода генератора (на двигателях без компрессора кондиционера).
5340.8114170-10 – на ремне привода генератора и компрессора кондиционера;
Натяжение ремней осуществляется натяжителями ремней (автоматическими роликами с внутренними пружинами) и в процессе эксплуатации не требуют дополнительных регулировок.
Все натяжители унифицированы, ролики имеют гладкий шкив и работают по внешней, гладкой стороне ремней. В шкив натяжителя запрессован шарикоподшипник с защитными шайбами, заполненный консистентной смазкой на весь срок службы ролика.
Для контроля за вытяжкой ремней на неподвижном основании ролика имеется зона с тремя метками, а на поворотном корпусе - одна метка (рис. 2).
Рис. 2. Контроль за натяжением ремней привода агрегатов:
1 - метка на подвижном корпусе;
2 - метки на неподвижном корпусе.
В рабочем положении метка поворотного корпуса должна находиться внутри зоны трех меток неподвижного корпуса. При выходе из зоны ремень следует заменить. Для снятия ремня необходимо сжать пружину системы автоматического натяжения ремней поворотом ролика относительно неподвижного корпуса.
При установке нового ремня метка поворотного корпуса должна находиться в зоне двух ближних меток неподвижного корпуса.
При проведении технического обслуживания следует следить за чистотой ремней и шкивов, избегать попадания на них грязи, масла, топлива, охлаждающей жидкости и краски. Качественные приводные ремни и натяжители вы можете приобрести в ООО «ГК ЯРД», а менеджеры компании проконсультируют в случае с трудностями при выборе конкретной модели ремня.