Особенности устройства сцепления на грузовых автомобилях

09.11.2022

Особенности устройства сцепления на грузовых автомобилях

В силовой установке транспортных средств одно из самых подверженных износу узлов — сцепление. Выбирая сцепление на замену, кроме понимания особенностей запчастей разных производителей, нужно разбираться в характеристиках самой детали. Это поможет подобрать надежное сцепление без необдуманных и неоправданно больших затрат, а также позволит сэкономить средства для повторной сборки-разборки.

Конструкционные особенности грузового сцепления

В спецтехнике, коммерческих и грузовых транспортных средствах сейчас преимущественно устанавливают однодисковое сцепление. Узел собирают из таких элементов:


Пружина диафрагменного типа


Пружина диафрагменного типа (184.1601115) работает по нелинейному принципу: когда изменяется сила нажатия, рабочее усилие увеличивается до предела, после чего постепенно спадает.


До появления диафрагменных пружин, в конструкции использовались периферийные. С переходом на новый тип, автовладельцы и водители избавились от трех проблем:

  1. В процессе износа диска снижалось нажимное усилие.

  2. Увеличилась чувствительность к увеличению скорости вращения в результате влияния центробежной силы.

  3. Для установки требовалось большое пространство.


Пружина выполнена в виде усечённого конуса. В верхней части конуса находится отверстие, от которого спускаются расположенные по радиусу прорези. Прорези складываются в лепестки, которые выступают рычагами выжимания. Закрепление пружины выполняется с помощью опорных колец или распорных болтов.

Ведомый диск

Это еще одна обязательная деталь сцепления. Для сборки диска используют фрикционные шайбы, демпферные пружины и непосредственно демпфер. Демпфер (маховик 238-1005115-Н) гасит периодически возникающие крутильные колебания.


По двум сторонам диск закрывается фрикционными накладками (236.1601138). Для изготовления накладок используют стекловолокно, прессованную проволоку из меди или латуни. Материалы не боятся высоких температур и  могут переносить значения до +400°С.

Фрикционная накладка сцепления ЯМЗ

Размер ведомого диска влияет на размер сцепления. А точнее параметры сцепления определяются наружным диаметром диска. В тяжёлые грузовики преимущественно ставят сцепления с диаметром в 430 мм. Для спецтехники чаще применяют двухдисковое сцепление. У узла меньший диаметр, но при этом более высокий рабочий ресурс.


Однодисковое сцепление встречается на грузовых транспортных средствах и коммерческих авто европейского производства. В грузовиках американских брендов ставят двухдисковое сцепление. 

Корзина сцепления



Диск вместе с пружиной и корпусом формируют корзину сцепления (238-1601090-Г3). 

Маховик и корзина соединены посредством жесткого болтового крепления. Корзины делятся на две группы:

  • Нажимного действия — используется в конструкции легковых машин. Когда сцепление выключается, лепестки-рычаги сдвигаются  к маховику.


  • Вытяжного действия — лепестки движутся от маховика. У вытяжной корзины облегченная конструкция кожуха и уменьшенная толщина. 


Интересная особенность сцеплений современной сборки — обратный выжим.

Позиция плеча лепестков центральной пружины позволяет сцеплению корректно работать при меньшем усилии, чем у нажимных моделей. При этом необходимо, чтобы выжимной подшипник (3151000157) был надежно зафиксирован в центральной части пружины.

Ну и главное правило при управлении автомобиля со сцеплением на механической коробке передач: можно бросить жену или мужа, но никогда нельзя бросать сцепление — шуточная поговорка русских водителей. 

При необходимости замены элементов сцепления используйте только качественные и проверенные запчасти. Официальный дилер ООО “ГК ЯРД” готов поставить необходимые запчасти для замены сцепления в кратчайшие сроки и по выгодной цене.



Возврат к списку