Особенности устройства сцепления на грузовых автомобилях
Особенности устройства сцепления на грузовых автомобилях
В силовой установке транспортных средств одно из самых подверженных износу узлов — сцепление. Выбирая сцепление на замену, кроме понимания особенностей запчастей разных производителей, нужно разбираться в характеристиках самой детали. Это поможет подобрать надежное сцепление без необдуманных и неоправданно больших затрат, а также позволит сэкономить средства для повторной сборки-разборки.
Конструкционные особенности грузового сцепления
В спецтехнике, коммерческих и грузовых транспортных средствах сейчас преимущественно устанавливают однодисковое сцепление. Узел собирают из таких элементов:
-
маховик (5341.1005115);
-
пружина диафрагменного типа (238-1601105);
-
ведомый диск сцепления (184.1601090);
-
выжимной подшипник (3151000157).
Пружина диафрагменного типа
Пружина диафрагменного типа (184.1601115) работает по нелинейному принципу: когда изменяется сила нажатия, рабочее усилие увеличивается до предела, после чего постепенно спадает.
До появления диафрагменных пружин, в конструкции использовались периферийные. С переходом на новый тип, автовладельцы и водители избавились от трех проблем:
-
В процессе износа диска снижалось нажимное усилие.
-
Увеличилась чувствительность к увеличению скорости вращения в результате влияния центробежной силы.
-
Для установки требовалось большое пространство.
Пружина выполнена в виде усечённого конуса. В верхней части конуса находится отверстие, от которого спускаются расположенные по радиусу прорези. Прорези складываются в лепестки, которые выступают рычагами выжимания. Закрепление пружины выполняется с помощью опорных колец или распорных болтов.
Ведомый диск
Это еще одна обязательная деталь сцепления. Для сборки диска используют фрикционные шайбы, демпферные пружины и непосредственно демпфер. Демпфер (маховик 238-1005115-Н) гасит периодически возникающие крутильные колебания.
По двум сторонам диск закрывается фрикционными накладками (236.1601138). Для изготовления накладок используют стекловолокно, прессованную проволоку из меди или латуни. Материалы не боятся высоких температур и могут переносить значения до +400°С.
Фрикционная накладка сцепления ЯМЗ
Размер ведомого диска влияет на размер сцепления. А точнее параметры сцепления определяются наружным диаметром диска. В тяжёлые грузовики преимущественно ставят сцепления с диаметром в 430 мм. Для спецтехники чаще применяют двухдисковое сцепление. У узла меньший диаметр, но при этом более высокий рабочий ресурс.
Однодисковое сцепление встречается на грузовых транспортных средствах и коммерческих авто европейского производства. В грузовиках американских брендов ставят двухдисковое сцепление.
Корзина сцепления
Диск вместе с пружиной и корпусом формируют корзину сцепления (238-1601090-Г3).
Маховик и корзина соединены посредством жесткого болтового крепления. Корзины делятся на две группы:
-
Нажимного действия — используется в конструкции легковых машин. Когда сцепление выключается, лепестки-рычаги сдвигаются к маховику.
-
Вытяжного действия — лепестки движутся от маховика. У вытяжной корзины облегченная конструкция кожуха и уменьшенная толщина.
Интересная особенность сцеплений современной сборки — обратный выжим.
Позиция плеча лепестков центральной пружины позволяет сцеплению корректно работать при меньшем усилии, чем у нажимных моделей. При этом необходимо, чтобы выжимной подшипник (3151000157) был надежно зафиксирован в центральной части пружины.
Ну и главное правило при управлении автомобиля со сцеплением на механической коробке передач: можно бросить жену или мужа, но никогда нельзя бросать сцепление — шуточная поговорка русских водителей.
При необходимости замены элементов сцепления используйте только качественные и проверенные запчасти. Официальный дилер ООО “ГК ЯРД” готов поставить необходимые запчасти для замены сцепления в кратчайшие сроки и по выгодной цене.