Ремонт и обслуживание системы рециркуляции отработавших газов двигателя ЗМЗ-402

13.09.2023

Ремонт и обслуживание системы рециркуляции отработавших газов двигателя ЗМЗ-402


На карбюраторных двигателях марки ЗМЗ-402 (ГАЗ 3110, ГАЗ 310221) установлена система для рециркуляции отработанных газов - СРОГ. В нее входят две главные составляющие – вакуумный клапан СРОГ (5340.1213017-01) и термоклапан. Первая деталь соединяет впускной (236НЕ-1115012), а также выпускной (240-1008024) коллекторы. Это необходимо для частичного перепуска выхлопных газов, которые из выпускного коллектора поступают обратно на впуск, смешиваясь с атмосферным воздухом. Термоклапан – крупная деталь, снабженная двумя штуцерами, вкрученными в головку блока цилиндров (ГБЦ).

Оба элемента установлены последовательно, поэтому система СРОГ включается только, если соблюдены два условия:

  1. ГБЦ нагрелся свыше 40ᵒС;

  2. на впуске создано достаточное разряжение.

После пуска двигателя и прогрева головки до 40ᵒС термоклапан открывается. Разряжение (абсолютное давление ниже атмосферного), создаваемое при этом на впуске, воздействует на вакуумный клапан СРОГ, также открывая его. Силы разряжения должно хватать, чтобы преодолеть мощь сжатия пружины, запирающей клапан. Деталь жесткая - сжать ее получается только при работе двигателя на повышенных оборотах. Поэтому рециркуляции газов на холостом ходу или при медленном движении не происходит.

Для чего необходима рециркуляция газов?

Использование системы обусловлено экологическими требованиями. При работе двигателя на повышенных оборотах происходит значительный разогрев цилиндров и поршней, т.к. отвод тепла не справляется с ростом температуры. В условиях высоких градусов образуются опасные вещества, в которые входит азот, содержащийся в атмосферном воздухе.

Благодаря рециркуляции выхлопные газы частично направляются обратно на впуск, смешиваясь с чистым воздухом. Происходит обеднение топливной смеси, количество кислорода снижается. КПД, а также мощность двигателя уменьшаются. Это приводит к снижению температуры в камере сгорания и объемов вредных азотных выбросов.

Конструкция системы рециркуляции на двигателях ЗМЗ-402 (ГАЗ 3110, 310221)

Система используется для понижения уровня токсичности выхлопных газов. Её функционирование происходит во всех режимах работы, кроме холостого хода и полностью открытых дроссельных заслонок. Благодаря термоклапану включение СРОГ не происходит, если нагрев ГБЦ не превышает 40ᵒС.

Система включает мембранный перепускной клапан (480-00-004-02), термовакуумный выключатель и два гибких шланга. Пока двигатель не прогрет, термовакуумный выключатель запирает перепуск.

Вакуумный термовыключатель соединяется шлангом с коллекторным пространством за дросселем. Включенный двигатель начинает засасывать воздух, создавая на впуске разряжение, которое также возникает в шланге.

Второй шланг соединяет термовыключатель и перепускной клапан. После прогрева головки блока цилиндров срабатывает термоклапан, благодаря чему разряжение проходит к перепускному клапану, сжимая пружину и открывая перепуск.

По открытому тракту часть выхлопных газов под воздействием разряжения всасывается во впускной коллектор. Затем они дожигаются в камере сгорания, тем самым понижая уровень токсичности отработанных газов.




Демонтаж с двигателя деталей системы рециркуляции выхлопных газов СРОГ

  1. Слейте охлаждающую жидкость (достаточно частичного слива)
  2. Снимите оба шланга, подходящих к термовакуумному выключателю.

3. Открутите выключатель, расположенный на ГБЦ (понадобится накидной ключ «на 27»).

4. Снимите шланг, подходящий к штуцеру клапана рециркуляции, затем отверните 2 гайки «на 13».

5. Снимите с выпускного коллектора перепускной клапан.

6.Гаечным ключом открутите 3 болта с головкой «на 8».

7. Вынимаем клапан из корпуса.


Обратная сборка и монтаж на двигатель указанных деталей производится в обратном порядке.

Важным условием штатной, безаварийной работы системы СРОГ является использование качественных запчастей оригинального производства. Подобрать их помогут наши специалисты ГК ЯРД.


Возврат к списку