Установка сцепления ЯМЗ-181-35, ЯМЗ-182-35, ЯМЗ-183-35, ЯМЗ-184-35 и коробки передач на двигатель

05.07.2023

Установка сцепления ЯМЗ-181-35, ЯМЗ-182-35, ЯМЗ-183-35, ЯМЗ-184-35 и коробки передач на двигатель

Узел сцепления нужен для чтобы соединять крутящий момент, передаваемый двигателем с трансмиссией автомобиля.


Устройство сцепления

Диск сцепления (182.1601090-05) зажат между двумя плитами, одна из которых выполняет роль маховика (236-1005115-Н). Она остается неподвижной. Вторая обеспечивает прижим с помощью большой диафрагменной пружины. Со стороны корзина выглядит как круглое устройство с лепестками, но на рисунке в разрезе вы можете рассмотреть рычаг и точку опоры.

Чем больше изнашиваются фрикционные накладки (236.1601138) в результате эксплуатации, тем сильнее меняется толщина ведомого диска. Пальцы диафрагменной пружины смещаются, для выжима требуется другое усилие. Это приводит к повышенной нагрузке на все детали и механизм изнашивается. 

Симптомы неисправности сцепления


  • на педали сцепления чувствуется вибрация;

  • выжим педали производится туго;

  • свободный ход педали или слишком большой, или слишком маленький;

  • включение передач сопровождается треском;

  • появляется неприятный запах;

  • во время движения автомобиль пробуксовывает;

  • резкие рывки при движении;

  • посторонний шум при выключении.

При выявлении неисправности сцепления, оцените также состояние сопряженных деталей. Причиной поломки сцепления может быть также манера езды, при которой слишком частое и долгое удерживание сцепления приводит к большему износу. 

Модель сцепления ЯМЗ имеет большой запас прочности, но если узел все же пришел к износу его необходимо заменить. 

Как установить сцепление на двигателе ЯМЗ

Данное руководство предназначено для сцепления вида ЯМЗ-181-15, ЯМЗ-182-15, ЯМЗ-183-15, ЯМЗ-184-15, ЯМЗ-187-15

1. Установить муфту (1840.1601180) на нажимной комплект (корзину) в соответствии с рис. 1.

2. Вставить в передний подшипник первичного вала (150212K) специальную оправку и установите на неё ведомый диск.


Рис. 1. Установка муфты выключения сцепления:

1 – упорное кольцо; 2 – пружинное кольцо; 3 – пружинная шайба; 4 – муфта выключения сцепления

3. Установить нажимной комплект с муфтой в сборе на маховик, обеспечив совпадение крепежных отверстий.

4. Завернуть болты (45 9348 1571) крепления сцепления М10х70 вручную на 3…4 оборота, а затем затянуть их в несколько приемов, равномерно подтягивая нажимной комплект к маховику, не допуская значительных перекосов диафрагменной пружины.

5. С помощью специальной оправки, установленной на центрирующую оправку ведомого диска, сцентрировать муфту выключения сцепления (172.21.032) 1 и развернуть ее, как показано на рис. 2 (положение выступа А). Допускается угловое отклонение установки выступа А не более 10º.

6. Удалить центрирующие оправки.

7. Установить вилку выключения сцепления в положение, соответствующее приблизительно ее рабочему положению, и повернуть ее против часовой стрелки до упора с помощью рычага, надетого на шлицевой конец вала вилки. Зафиксировать рычаг в этом положении.

8. Включить передачу в коробке передач, снять крышку верхнего люка.


Рис. 2. Положение муфты выключения сцепления на нажимном комплекте

1 – муфта выключения сцепления; А – положение выступа муфты выключения сцепления

9. Вывесить коробку передач (2361.1700004-156) в горизонтальное положение и соблюдая соосность первичного вала коробки передач и коленчатого вала (236НЕ-1005009-Б) двигателя, аккуратно завести первичный вал в шлицы ведомого диска, направляющую крышки заднего подшипника первичного вала в отверстие муфты выключения сцепления.

10. При затруднении заведения в шлицы ступицы (240-1005648) ведомого диска вращать первичный вал за выходной фланец коробки передач.

11. Закрепить коробку передач, выключить передачу. Освободить рычаг и повернуть его по часовой стрелке, установить вилку выключения сцепления в рабочее положение.

12. Соединить рычаг с приводом выключения сцепления.

При применении пневмомеханического или пневмогидравлического привода, не имеющего компенсации износа фрикционных накладок (236.1601138), обеспечить зазор между вилкой и упорными поверхностями муфты 3,6±04 мм (обеспечивается регулировкой привода).

13. Отрегулировать ход муфты выключения сцепления регулировкой хода педали и, вращая вручную коленчатый вал двигателя и выключая сцепление, убедиться по перемещению всех четырех болтов нажимного диска, что нажимной диск отходит равномерно и на необходимую величину.

14. Включить прямую передачу в коробке передач, выключить сцепление и, вращая выходной фланец, убедиться, что сцепление выключается чисто (без «ведения»).

15. Окончательную проверку работы сцепления проводить на работающем двигателе. При выключении сцепления выходной фланец (238Ф-1118224) коробки передач не должен вращаться на любой передаче при любом числе оборотов двигателя.

В таблице ниже приведены моменты затяжки болтов сцепления.

Особенности установки муфты выключения сцепления ЯМЗ-181-35, ЯМЗ-182-35, ЯМЗ-183-35, ЯМЗ-184-35

Установка муфты выключения сцепления (184.1601180-31) со специальным шариковым радиальным подшипником с постоянной смазкой и пластмассовым сепаратором (далее по тексту – интегральная муфта) на диафрагменную пружину нажимного комплекта («корзины») производится в соответствии с рисунком 3.

Для установки кольца 1 нажимной комплект 3 переместить в сторону зафиксированной интегральной муфты 5 или, наоборот, интегральную муфту в сторону зафиксированного нажимного комплекта усилием 500…800 Н (50…80 кгс), сжимая пружинную шайбу 4, затем установить кольцо 1 в канавку внутреннего кольца подшипника интегральной муфты и снять усилие.


Рис 3. Установка интегральной муфты на диафрагменную пружину на нажимной комплект:

1 – пружинное кольцо; 2 – упорное кольцо; 3 – диафрагменная пружина; 4 – пружинная шайба; 5 – муфта.

* – размер, обеспечивающий работоспособность соединения.

После установки сцепления на двигатель обеспечить соосность центрального отверстия интегральной муфты (Ø60,55±0,15) и шлицевого отверстия ступицы ведомого диска.

Перед установкой коробки передач на двигатель интегральную муфту развернуть как показано на рисунке 4, обращая особое внимание на положение выступа А. Допускается угловая погрешность установки выступа А±10º. На направляющую поверхность крышки первичного вала нанести тонкий слой смазки ШРУС-4 или ШРУС-4М.

Вилку выключения сцепления повернуть против часовой стрелки (от коробки передач) до упора ее в два выступа крышки первичного вала.

Коробку передач устанавливать, вывесив её в горизонтальное положение и предварительно включив прямую передачу. При стыковке совпадение шлиц первичного вала коробки передач и ведомого диска сцепления обеспечить поворотом выходного вала коробки передач.

После установки коробки передач поворотом вала вилки по часовой стрелке установить вилку выключения и интегральную муфту в рабочее положение. Разборка производится в обратной последовательности.

При замене или ремонте механизма сцепления используйте только качественные и проверенных запасные части, которые реализует ООО «ГК ЯРД».




Возврат к списку