Вязкомуфта в системе охлаждения: устройство, неисправности, замена

06.10.2022

Вязкомуфта в системе охлаждения: устройство, неисправности, замена

Вязкомуфта (вискомуфта или вязкостная муфта) вентилятора - это механическая  запчасть системы охлаждения двигателя, напрямую воздействует на скорость вращения вентилятора и предназначается для избирательной передачи крутящего момента посредством рабочей среды, а именно, жидкости с высокой вязкостью. В вязкостных муфтах для грузовых автомобилей рабочей средой, чаще всего, выступает метилсиликоновое масло.

Чтобы предотвратить возможное повреждение узла, а также знать, какие действия предпринять при непредвиденной поломке, нужно тщательно изучить принцип работы вязкомуфты (53445.1308010), ее конструктивные особенности и ряд других моментов.

Устройство и принцип работы вязкомуфты

Чтобы разобраться с принципом работы вязкомуфты, необходимо тщательно ознакомиться с ее конструкцией. Все ее детали закреплены в одном герметичном корпусе, который содержит два ряда дисков, соединенных посредством ведомого и ведущего вала.


Каждый ряд оснащен отверстиями и выступами с небольшим расстоянием друг от друга.

Корпус муфты, к которому и крепится крыльчатка вентилятора (5344.1308012), соединяется с валом (ротором вискомуфты) посредством обычного шарикового подшипника. Впускные клапаны соединены с биметаллической пластиной, которая располагается в передней части корпуса вискомуфты. При нагреве пластина расширяется, что приводит к увеличению пропускного сечения клапанов.



Внутри вискомуфты протекает жидкость с повышенной вязкостью, состоящая из силиконовых добавок. Ее характеризует особый состав, позволяющий эффективно обслуживать приводную систему и обеспечивать требуемый крутящий момент.


Одним из уникальных свойств жидкости является увеличение вязкости при возрастании интенсивности перемешивания. Подобное значение может расти при нагреве системы. Если машина передвигается со стабильной скоростью, диски вращаются равномерным образом, при этом масляная основа между ними не смешивается. Но если между движением валов замечается какая-либо разница, это заметно сказывается на интенсивности вращения рабочих элементов. По мере роста вязкости, силикон начинает воздействовать на крутящий момент. В конечном итоге он приобретет другое состояние и практически станет твердым.


В самом лучшем случае придется заменить жидкость, поэтому очень важно отслеживать состояние охлаждающей системы и ее компонентов.

Вискомуфты крайне актуальны среди большинства тяжелогрузов, ведь большинство систем охлаждения дизельных двигателей оборудованы такими узлами. Изделие пользуется большим спросом из-за следующих преимуществ:

  • доступная цена;

  • практичное применение;

  • универсальность.

Однако кроме плюсов у вязкомуфт имеются и недостатки:

  • одним из наиболее существенных минусов вискомуфты является ее «одноразовость». В большинстве случаев деталь не подлежит ремонту, да и сами ремонтные работы требуют больших усилий и финансовых вложений, поэтому автовладельцы чаще рассматривают вариант покупки новой детали.

  • минусом изделия является и сложность подключения к полному приводу, т.к. тяжело рассчитать момент внутреннего торможения дисков. Достичь полного контроля за полноприводной системой практически невозможно. Кроме того, нельзя выполнять подключение привода вручную, а его эффективность довольно низка. Максимальный крутящий момент передается лишь при сильном торможении.


Проверка работоспособности

Вискомуфты проверить несложно. В эксплуатационных инструкциях указано, что вращение вентилятора лучше проверять сначала на холодном, а затем на горячем моторе. На горячем моторе при перегазовке частота вращений серьезно возрастает, на холодном – нет.

Для проверки работоспособности вязкомуфты существует несколько способов:

  1. Не заводя мотор, попробовать прокрутить лопасти вентилятора рукой или подручным предметом. Они должны прокрутиться с небольшим сопротивлением, но без инерции;

  2. Завести мотор и прислушаться. В первые секунды охлаждающий вентилятор с нормально работающей вязкомуфтой издает легкий шум или шелест, который постепенно стихнет;

  3. Слегка прогрев мотор, попытаться остановить лопасти свернутым листом бумаги. Они должны остановиться, но с хорошо ощутимым усилием;

  4. Демонтировать вязкомуфту и сильно ее прогреть. Опционально, в кипятке. После этого муфта должна сопротивляться вращению. Если она проворачивается, внутри практически не осталось силиконовой жидкости. В этом случае рекомендуется также снять радиатор охлаждения двигателя и промыть его;

  5. Проверить продольный люфт устройства. Если он имеется, муфту необходимо ремонтировать или заменить.

Если один из этапов проверки не был пройден, идти дальше по списку не стоит. Но снять муфту и прочистить радиатор имеет смысл всегда, особенно, если вы делаете это после летнего периода, когда соты забиваются пухом, грязью и пылью. Также важно избегать применения грубой физической силы при снятии устройства, ведь диск муфты характеризуется уязвимостью к интенсивным воздействиям и может выйти из строя при малейшей нагрузке. В таком случае последствия будут необратимыми и придется полностью заменить деталь вязкомуфты. 




Возврат к списку